Алиса в Стране чудес / Alice in Wonderland (1903)

Самая первая экранизация «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
Самая первая экранизация "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэрролла
Сохранившаяся копия в очень плохом состоянии, однако, несмотря на плохую сохранность и пропущенные эпизоды, фильм охватывает почти все ключевые моменты истории: начало, погоню за белым кроликом, попытки Алисы попасть в прекрасный сад за дверцей, сцену на кухне с кухаркой и поросёнком, разговор с Чеширским котом, «безумное чаепитие».

Самая первая экранизация "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэрролла
Финал создателями фильма упрощён — сцены судебного заседания нет. Алиса встречает процессию карт в саду, Королева Червей приглашает её присоединиться к ним, Алиса отказывается, между ними вспыхивает ссора. Королева зовёт палача, чтобы тот отрубил Алисе голову. Алиса отталкивает подошедшего с топором палача и вся процессия карт устремляется за Алисой по дорожке в саду, Алиса бежит от них и… просыпается на лужайке.
Самая первая экранизация "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэрролла
Самая первая экранизация "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэрролла
Самая первая экранизация "Алисы в стране чудес" Льюиса Кэрролла
Смотреть он-лайн Алиса в Стране чудес / Alice in Wonderland (1903)
Самая первая экранизация Алисы — короткометражка.

Современные зрители сетуют на испорченность плёнки и очень плохое изображение, но не забывайте, что это единственная (!) чудом сохранившаяся до наших дней копия. Возможно, мы вообще могли так и не узнать о её существовании. Очень жаль, что данное творение дошло до нас в сокращённом на треть варианте (первоначально фильм длился 12 минут). Если учесть, что британские киноленты тех времён длились 2 — 7 минут, то и этот окажется самым длинным из них. Возможно, большой популярности картины способствовал и высокий уровень его продюсирования. Отдельно отмечу некоторые приёмы, использованные режиссёром Сесил М. Хепворфом (он же стал оператором, продюсером, а также сыграл одну из главных ролей): накладка кадров (сцена с котом или собакой), уменьшение и рост Алисы (в начале фильма у двери и в домике в середине картины). Все они — достаточно высокого уровня для кинематографа начала 20 века. Сцена с палачом, а затем бегущими за Алисой картами получилась очень даже забавной. Поскольку фильм немой (а до второй половины 1920-ых годов других и не существовало) режиссёру пришлось ввести «подсказки» — кадры с описанием предстоящего действия. Поэтому даже те, кто сказку не читал, могут иметь общее о ней представление.

Comments are closed.